Их больше не будет: последние двигатели V12, которые еще производятся

      Их больше не будет: последние двигатели V12, которые еще производятся

      Недавно BMW объявила о прощании с мотором V12 в своей модельной линейке: нынешний год станет последним для двигателя N74, которым оснащается «семерка» в версии M760Li. Учитывая, что автопроизводители один за другим объявляют об отказе от ДВС вообще, речи о разработке новых V12 не идет и подавно. То есть, мы становимся свидетелями заката эпохи легковых 12-цилиндровых моторов как явления. Какие образцы технического искусства еще можно встретить на конвейере сегодня?

       

      На самом деле, прощание с мотором N74 несколько преждевременное. На новых серийных BMW мы его действительно больше не увидим, однако он останется основным для текущей линейки Rolls-Royce. Причем у него есть шансы остаться в производстве еще надолго: англичане планируют полностью перейти от ДВС к электричеству только к 2030 году и отвергают промежуточные гибридные схемы. Так что «король мертв – да здравствует король!». С него и начнем.

      BMW N74

      Двигатель N74 пришел на смену предшественнику с индексом N73 еще в 2008 году. Его первая версия имела объем в 6 литров и выдавала 536 лошадиных сил, а получателем стала «семерка» 760Li в кузове F01. Через пару лет ее «расточили» до 6,6 литра, и в таком виде с отдачей от 563 до 602 лошадиных сил она встала под капот линейки Rolls-Royce: Ghost, Wraith и Dawn, а затем и возглавила моторную гамму актуальной «семерки» BMW. Ну а с 2017 года английский бренд получил версию этого мотора с «каноничным» рабочим объемом в 6,75 литра. Собственно, именно таким двигателем и оснащаются нынешние Ghost, Phantom и Cullinan.

      Их больше не будет: последние двигатели V12, которые еще производятся

      Двигатель N74

      BMW M760Li 2019–н.в.

      BMW M760Li 2019–н.в.

      BMW M760Li 2019–н.в.

      BMW M760Li 2019–н.в.

      Rolls-Royce Phantom 2017–н.в.

      Rolls-Royce Phantom 2017–н.в.

      Rolls-Royce Phantom 2017–н.в.

      Rolls-Royce Phantom 2017–н.в.

      Сколько еще проживет N74B68 – вопрос открытый, ведь на пути к электромобилям англичане могут пройти и стадию даунсайзинга. Но мы будем надеяться, что до этого дело не дойдет.

      Aston Martin AE31

      Еще один английский бренд, сохраняющий моторы V12 в гамме, – это Aston Martin. Дела у бренда идут не так успешно, как хотелось бы, но сотрудничество с Mercedes-Benz и грядущий переход на электричество позволяют давать позитивные прогнозы. Кооперация с немцами, кстати, касается и «сердечных дел»: одним из основных моторов для Aston Martin является мерседесовский V8 с индексом M177. Но пока англичане сохраняют и альтернативу: собственный V12 с индексом AE31, который при объеме в 5,2 литров выдает 630 лошадиных сил на DB11 и 715 сил на DBS.

      Aston Martin DB11 2018–н.в.

      Aston Martin DB11 2018–н.в.

      Aston Martin DB11 2018–н.в.

      Aston Martin DB11 2018–н.в.

      Aston Martin DB11 2018–н.в.

      Aston Martin DBS 2018–н.в.

      Aston Martin DBS 2018–н.в.

      Aston Martin DBS 2018–н.в.

      Aston Martin DBS 2018–н.в.

      Aston Martin DBS 2018–н.в.

      Любопытно, что еще несколько лет назад основным двигателем V12 для Aston Martin был агрегат, уходящий корнями еще к фордовским Duratec: по сути, тот 5,9-литровый мотор состоял из двух 3-литровых V6, соединенных продольно. А сейчас на вершине линейки находится совершенно иной агрегат: 6,5-литровый V12, созданный в сотрудничестве с Cosworth и носящий имя Coswotrh RA. Этот монстр раскручивается до 11 тысяч оборотов и выдает 1000 лошадиных сил без наддува. Предназначен он для гиперкара Valkyrie, где работает в паре с электромотором, доводя суммарную отдачу почти до 1200 лошадиных сил.

      Их больше не будет: последние двигатели V12, которые еще производятся

      Aston Martin Valkyrie 2021–н.в.

      Их больше не будет: последние двигатели V12, которые еще производятся

      Их больше не будет: последние двигатели V12, которые еще производятся

      Aston Martin Valkyrie 2021–н.в.

      Ferrari F140

      Разумеется, разговор о мощных и уникальных двигателях не мог обойтись без итальянских брендов. Моторы V12 присутствуют в гамме Ferrari еще с 40-х годов прошлого века, и представить марку без них просто невозможно. Актуальный вариант V12 – это 6,5-литровый агрегат, имеющий несколько вариантов форсировки. Например, на 812 Superfast и GTS он выдает 800 лошадиных сил, а на Monza – 810.

      Ferrari 812 Superfast 2017–21

      Ferrari 812 Superfast 2017–21

      Ferrari 812 Superfast 2017–21

      Ferrari 812 Superfast 2017–21

      Ferrari 812 Superfast 2017–21

      Ferrari 812 Superfast 2017–21

      Ferrari 812 GTS 2020–н.в.

      Ferrari 812 GTS 2020–н.в.

      Ferrari 812 GTS 2020–н.в.

      Ferrari 812 GTS 2020–н.в.

      Ferrari 812 GTS 2020–н.в.

      Ferrari 812 GTS 2020–н.в.

      Для моделей 812 Competizione и Daytona SP3 отсечка поднята с 8500 до 9250 оборотов в минуту, благодаря чему отдача выросла до 830-840 лошадиных сил. Это означает, что удельная мощность составляет почти 130 лошадиных сил на литр рабочего объема без применения наддува, что делает этот двигатель одним из самых высокофорсированных в мире.

      Ferrari 812 Competizione 2021–н.в.

      Ferrari 812 Competizione 2021–н.в.

      Ferrari 812 Competizione 2021–н.в.

      Ferrari 812 Competizione 2021–н.в.

      Ferrari 812 Competizione 2021–н.в.

      Ferrari 812 Competizione 2021–н.в.

      Ferrari 812 Competizione 2021–н.в.

      Ferrari Daytona SP3 2021–н.в.

      Ferrari Daytona SP3 2021–н.в.

      Ferrari Daytona SP3 2021–н.в.

      Ferrari Daytona SP3 2021–н.в.

      Lamborghini L539

      Следующий итальянский бренд в списке угадать было несложно: имя Lamborghini тоже плотно связано с моторами V12. Актуальный двигатель носит индекс L539 и был разработан в двухтысячные, когда итальянцы уже работали под крылом Audi. Рабочий объем здесь составляет 6,5 литров, а базовая отдача – 700 лошадиных сил. Первым и ключевым носителем этого агрегата стал Aventador, вышедший в 2011 году. Само собой, итальянцы оставили запас по форсированию, так что за прошедшие с дебюта Aventador десять лет мы увидели и более мощные версии: Aventador S на 740 сил, трековый SC18 Alston на 770 сил и LP780-4 Ultimae, имеющий в запасе уже 780 лошадиных сил.

      Lamborghini Aventador LP 780-4 Ultimae 2021

      Lamborghini Aventador LP 780-4 Ultimae 2021

      Lamborghini Aventador LP 780-4 Ultimae 2021

      Lamborghini Aventador LP 780-4 Ultimae 2021

      Lamborghini Aventador LP 780-4 Ultimae 2021

      Но не Авентадором единым: тот же двигатель V12 устанавливался в базу и другим моделям компании. Среди них малотиражные эксклюзивы Veneno и Centenario, а также не менее уникальный Sian, ставший первой гибридной моделью Lamborghini. А для трекового гиперкара Essenza SCV12 мощность двигателя довели до 830 лошадиных сил – таким образом, автомобиль стал не только последним атмосферным Lamborghini, но и самым мощным атмосферным Lamborghini.

      Lamborghini Veneno Roadster 2014

      Lamborghini Veneno Roadster 2014

      Lamborghini Veneno Roadster 2014

      Lamborghini Veneno Roadster 2014

      Lamborghini Veneno Roadster 2014

      Lamborghini Centenario Roadster 2016–17

      Lamborghini Centenario Roadster 2016–17

      Lamborghini Centenario Roadster 2016–17

      Lamborghini Centenario Roadster 2016–17

      Lamborghini Sián 2020–н.в.

      Lamborghini Sián 2020–н.в.

      Lamborghini Sián 2020–н.в.

      Lamborghini Sián 2020–н.в.

      Lamborghini Sián 2020–н.в.

      Lamborghini Sián 2020–н.в.

      Lamborghini Essenza SCV12 2020–н.в.

      Lamborghini Essenza SCV12 2020–н.в.

      Lamborghini Essenza SCV12 2020–н.в.

      Lamborghini Essenza SCV12 2020–н.в.

      Lamborghini Essenza SCV12 2020–н.в.

      Mercedes-Benz M279, M158 и M297

      Угадать бренды, производящие моторы V12, не так сложно – но можете ли вы уверенно назвать лидера по числу вариантов и моделей, которые носят эти моторы? Этот титул принадлежит Mercedes-Benz.

      Немцы разрабатывали двенадцатицилиндровые моторы еще с довоенных времен сохраняют V12 в своей модельной линейке до сих пор. Актуальный мотор с индексом M279 появился в 2012 году. Здесь по одному распредвалу в каждой головке блока и по 3 клапана на цилиндр, но при наличии двух турбокомпрессоров это не помешало установить базовую мощность на отметке в 530 лошадиных сил. Именно столько он выдает, например, на S 600L в кузове W222, а также на Mercedes-Maybach S 600 и S 600 Pullman. На внедорожнике G 65 AMG его отдача составляет уже 612 лошадиных сил, а для седанов и купе S 65 AMG и родстера SL 65 AMG мощность подняли до 630 лошадиных сил.

      Mercedes-Maybach S 600 2015–17

      Mercedes-Maybach S 600 2015–17

      Mercedes-Maybach S 600 2015–17

      Mercedes-Maybach S 600 2015–17

      Mercedes-Maybach S 600 2015–17

      Mercedes-Maybach Pullman S 600 2016–18

      Mercedes-Maybach Pullman S 600 2016–18

      Mercedes-Maybach Pullman S 600 2016–18

      Mercedes-Maybach Pullman S 600 2016–18

      Mercedes-AMG G 65 2018

      Mercedes-AMG G 65 2018

      Mercedes-AMG G 65 2018

      Mercedes-AMG G 65 2018

      Mercedes-AMG G 65 2018

      Mercedes-AMG S 65 2017–н.в.

      Mercedes-AMG S 65 2017–н.в.

      Mercedes-AMG S 65 2017–н.в.

      Mercedes-AMG S 65 2017–н.в.

      Mercedes-AMG SL 65 2015–20

      Mercedes-AMG SL 65 2015–20

      Mercedes-AMG SL 65 2015–20

      Mercedes-AMG SL 65 2015–20

      Mercedes-AMG SL 65 2015–20

      Сегодня этот мотор остается под капотом Mercedes-Maybach S 680, где выдает 612 лошадиных сил. И если полноприводная M760Li еще доступна для покупки от 14 миллионов рублей, то S 680 оказывается ровно вдвое дороже.

      Mercedes-Maybach S 680 2021–н.в.

      Mercedes-Maybach S 680 2021–н.в.

      Mercedes-Maybach S 680 2021–н.в.

      Mercedes-Maybach S 680 2021–н.в.

      Mercedes-Maybach S 680 2021–н.в.

      Однако Mercedes поставляет свои моторы другим компаниям, и одной из самых известных является Pagani. Нынешний флагман компании – Huayra, которая оснащается мотором M158 – вариацией мерседесовского M275 объемом 6 литров. С этого объема подразделение Mercedes-AMG снимает мощность от 740 до 840 лошадиных сил, но это далеко не предел. Например, уникальная Huayra Pearl, выпущенная в единственном экземпляре и как минимум дважды с 2016 года побывавшая в ДТП, имеет мощность в 1350 лошадиных сил!

      Pagani Huayra 2012–н.в.

      Pagani Huayra 2012–н.в.

      Pagani Huayra 2012–н.в.

      Pagani Huayra 2012–н.в.

      Pagani Huayra 2012–н.в.

      Pagani Huayra 2012–н.в.

      Ну а еще Pagani не отказываются от заказов на модель Zonda, которая формально уступила место новой Huayra много лет назад, но до сих пор производится в единичных экземплярах. Здесь основным мотором является мерседесовский M297 объемом от 6,9 до 7,3 литра, а до него устанавливался заслуженный M120, известный по S 600 в кузове W140.

      Pagani Zonda R 2009–10

      Pagani Zonda R 2009–10

      Pagani Zonda R 2009–10

      Pagani Zonda R 2009–10

      Pagani Zonda R 2009–10

      Cosworth GMA

      Суперкары от Gordon Murray Automotive внушают надежду на то, что в будущем мы еще можем увидеть новые моторы V12 – хотя бы от редких энтузиастов. Модель Gordon Murray T.50 получила не только уникальную технологию из Формулы-1, позволяющую ей ездить вверх ногами из-за гигантской прижимной силы, но и собственный двигатель V12. Создатели боролись за минимальный вес, который требовалось уложить в одну тонну, так что рабочий объем мотора тоже должен был быть минимальным. В результате совместно со специалистами из Cosworth был создан агрегат рабочим объемом всего 4 литра, выдающий при этом 663 л.с. и раскручивающийся до 12 тысяч оборотов в минуту.

      Gordon Murray Automotive T.50 2020

      Gordon Murray Automotive T.50 2020

      Gordon Murray Automotive T.50 2020

      Gordon Murray Automotive T.50 2020

      Gordon Murray Automotive T.50 2020

      Этот же мотор получит и вторая модель Gordon Murray Automotive – легкий «суперкар на каждый день» под именем T.33. И пока на свете есть гоночные инженеры старой школы, нам еще есть на что надеяться.

      Gordon Murray Automotive T.33

      Gordon Murray Automotive T.33

      Gordon Murray Automotive T.33

      Gordon Murray Automotive T.33

      Gordon Murray Automotive T.33

      Gordon Murray Automotive T.33

      Aurus V12

      Ну а напоследок – одна из главных надежд российского моторостроения: двигатель V12 для автомобилей Aurus. Речь о флагманском моторе шла с самого начала, и мотор показывали на стенде НАМИ на Московском автосалоне еще 6 лет назад. Более того, в 2020 году представители компании Aurus подтверждали, что работа над ним продолжается. Но пока по состоянию на начало 2022 года все модели Aurus, включая флагманский лимузин, оснащаются лишь мотором V8, да и для грядущего внедорожника Komendant 12-цилиндровый двигатель не заявлен. Остается надеяться на то, что честь мундира поможет побороть технические сложности, и мы действительно увидим условно серийный V12, пусть и заложенный в сотрудничестве с Porsche Engineering.

      Aurus Limousine, Aurus Senat, Aurus Arsenal 2018-н.вр.

      Aurus Limousine, Aurus Senat, Aurus Arsenal 2018-н.вр.

      Aurus Limousine, Aurus Senat, Aurus Arsenal 2018-н.вр.

      Aurus Limousine, Aurus Senat, Aurus Arsenal 2018-н.вр.

      Aurus Limousine, Aurus Senat, Aurus Arsenal 2018-н.вр.

      Aurus Limousine, Aurus Senat, Aurus Arsenal 2018-н.вр.

      Aurus Limousine, Aurus Senat, Aurus Arsenal 2018-н.вр.

      Aurus Limousine, Aurus Senat, Aurus Arsenal 2018-н.вр.

      Aurus Limousine, Aurus Senat, Aurus Arsenal 2018-н.вр.

      Aurus Limousine, Aurus Senat, Aurus Arsenal 2018-н.вр.

      Источник

      Leave comments

      Back to top