Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      За неполные 20 лет Уральский автозавод прошёл трудный путь от сборки эвакуированных из Москвы грузовиков ЗИС-5 до организации по заказу Министерства обороны СССР и при участии института НАМИ серийного выпуска военного автомобиля повышенной проходимости «Урал-375» с огромным наследием из бесконечного ряда армейских надстроек.

       

      В начале 60-х Уральский автозавод превратился в ведущего поставщика простых и надежных многоцелевых капотных грузовиков семейства «Урал-375» (6х6), применявшихся во всех видах Вооруженных сил Советского Союза, странах Варшавского договора и союзных государств, став эталоном совершенства, творческого прорыва и высокого качества.

      Урал-375/375Д (1958/1961-1991 гг.)

      Весной 1958-го, после доработки опытного образца НАМИ-020, появились пробные заводские автомобили марки УралЗИС-НАМИ-375 со всеми односкатными колёсами и закрытой кабиной от прототипа ЗИЛ-131. По настоянию военных для маскировки и защиты от поражающих факторов ядерного оружия на предсерийном варианте «Урал-375» установили кабину со съёмным брезентовым верхом и плоскими откидными лобовыми стёклами.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Предсерийный военный вариант «Урал-375» с мягким верхом кабины и тентом. 1960 год

      Серийный выпуск пятитонного армейского автомобиля Урал-375 с бензиновым 175-сильным двигателем V8 и экранированным электрооборудованием развернулся 31 января 1961 года. В состав основных узлов входили пятиступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная с несимметричным межосевым дифференциалом, гидроусилитель рулевого механизма, дисковые шарниры равных угловых скоростей, а также классическая подвеска и система регулирования давления воздуха в шинах. Производным вариантом был седельный тягач 375С для буксировки полуприцепов полной массой до 18,5 тонн.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Серийный армейский «Урал-375» на полигонных испытаниях. 1961 год (архив 21 НИИЦ)

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Седельный тягач «Урал-375С» с брезентовой крышей и нагрузкой на седло 7,5 тонн (архив 21 НИИЦ)

      С 1964-го выпускался базовый 180-сильный вариант Урал-375Д с новой цельнометаллической кабиной, двухсекционным лобовым окном и грузовой платформой с тентом и продольными скамьями для перевозки до 27 человек личного состава. Он применялся также для буксировки артиллерийских систем среднего калибра и прицепной техники, установки различных кузовов, надстроек, военного оснащения и вооружения.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Многоцелевой военный грузовик «Урал-375Д» массового производства. 1965 год (архив УралАЗ)

      В состав специализированных версий входили шасси для фургонов, машины с валами отбора мощности и удлинённой рамой, грузовики для работы с прицепами и применения в жарких странах, а также различные седельные тягачи.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Тягач «Урал-375ДС» (375С-К1) для буксировки войсковых полуприцепов ОдАЗ-9325. 1974 год (архив 21 НИИЦ)

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      На военных испытаниях грузовик-тягач «Урал-375ДП» с прицепом МАЗ-5243. 1965 год (архив 21 НИИЦ)

      Типовые кузова-фургоны на базе «Уралов»

      В конце 50-х для «Урала-375» создали первый многоцелевой кузов-фургон КП-375 с плоскими скосами крыши и панелями из армированного пенопласта. С расширением работ по обитаемым кузовам был развернут выпуск герметизированных бескаркасных конструкций К-375 и каркасно-металлических КМ-375 с внутренним оснащением различного назначения.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Испытания шасси «Урал-375А» с кузовом КП-375 и системой жизнеобеспечения. 1962 год (архив 21 НИИЦ)

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Автомобиль «Урал-375А» с бескаркасным 16-оконным обитаемым кузовом К-375. 1968 год

      Для Народной армии ГДР на экспортных «Уралах» с наблюдательными люками в крыше кабины была создана собственная «индустрия» из двух заводов, выпускавших различные армейские фургоны LAK (Leicht Absetzbarer Koffer), выполненные в четырёх базовых вариантах и сорока исполнениях — от съёмных брезентовых тентов до цельнометаллических конструкций.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Облегчённый брезентовый кузов LAK-I производства ГДР на бортовой платформе «Урал-375Д»

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Ремонтно-механическая мастерская в фургоне LAK-II (ГДР) на базе 375Д с передним краном. 1979 год

      Радиотехнические средства связи и управления

      Номенклатура радиотехнических средств связи разного уровня и дальности, радиорелейных и радиолокационных систем, станций оценки радиоэлектронной обстановки армейского и фронтового звена базировалась в основном на шасси «Урал-375А» с обитаемыми кузовами К-375 и КМ-375.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Радиоприёмная машина Р-454 «Крона» армейского и фронтового звена в тяжёлом кузове КМ-375

      В войсках ПВО братских стран применялся советский малогабаритный радиолокационный комплекс серии РПК-1 для обнаружения летящих целей на расстоянии до 55 километров и наведения на них 57-мм зенитных пушек. В армии ГДР он базировался на «Уралах» с кузовами LAK.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Комплекс РПК-1 «Ваза» на шасси «Урал-357А» с кузовом LAK (ГДР) в польских частях ПВО

      Наиболее прогрессивными в 60-70-е годы считались автономные автомобильные станции тропосферной (спутниковой) связи в исполнениях Р-410, Р-412, Р-420 и Р-440 и других с различной аппаратурой и видами антенн. Они базировались на одном или нескольких грузовиках с прицепными электростанциями, обеспечивавших прямую связь на расстоянии до 150 км и установку радиорелейных линий протяженностью до 560 км.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Армейская станция тропосферной радиорелейной связи Р-412А «Торф» в кузове К-375

      Секретная автономная машина 1Л22 служила для опознавания, определения принадлежности и полётных сведений, обнаруженных радиолокаторами летательных аппаратов на расстоянии до четырёх километров, а также стационарных и подвижных сухопутных объектов.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Радиозапросчик 1Л22 «Пароль-4» в кузове КМ-375 для опознавания летательных аппаратов. 1975 год (фото К. Дунаева)

      В начале 70-х на вооружение войск ПВО была принята особо точная радиолокационная станция П-18 для обнаружения воздушных объектов на средних и больших высотах. Она базировалась на двух автомобилях с радиоэлектронной аппаратурой и антенно-мачтовым устройством для одновременного обнаружения до 15 объектов на дальности до 260 км.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Машина с механизированным антенным блоком радиолокационного комплекса П-18 «Терек». 1971 год

      Автомобили топливной службы

      На шасси «Урал-375Б» с валами отбора мощности для привода одноступенчатых насосов базировались штатные заправочные автоцистерны АЦ-5-375 и АЦ-5,5-375 вместимостью 5,0-5,5 тысячи литров для перевозки, перекачивания и одновременного распределения топлива двум потребителям.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Заправочная автоцистерна АЦ-5,5-375 на шасси 375Б с задним пультом управления. 1975 год

      На том же грузовике выпускался топливомаслозаправщик АТМЗ-4,5-375 со стальными ёмкостями на 4500 и 350 литров горючего и технических масел соответственно и двумя типами насосов. По имеющимся данным система подогрева жидкостей здесь не предусматривалась. В производстве находился также водоспиртозаправщик ВСЗ-375 для заправки самолётов подогретой водой, спиртом и водоспиртовыми смесями.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Войсковой топливомаслозаправщик АТМЗ-4,5-375 на «Урале-375Б». 1970 год

      С конца 50-х выпускался специальный аэродромный топливозаправщик ТЗ-5-375 со стальной рамной цистерной на 5000 литров горючего. Первоначально он базировался на грузовике «Урал-375» с брезентовой кабиной, а в 1966-м на вооружение был принят «Урал-375Б» с собственным насосом подачей 600 литров в минуту.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Тяжёлый аэродромный топливозаправщик ТЗ-5-375 первого выпуска на шасси «Урал-375». 1962 год (архив 21 НИИЦ)

      Автомобильная техника аэродромных служб

      Наибольшее распространение в системах военных аэродромов получили электрические пусковые агрегаты АПА-4 и АПА-4Г мощностью 54 кВт для электростартерного запуска авиационных двигателей. Для облегчения работ на них монтировали соответственно одну или две поворотные решётчатые стрелы для прокладывания тяжёлых кабелей к летательным аппаратам.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Пусковой агрегат АПА-4Г на шасси «Урал-375Е» с двумя поворотными раздаточными стрелами

      Агрегат АПА-5 мог работать в системах переменного одно- или трёхфазного тока кратковременной мощности 40 и 54 кВт. Он снабжался аккумуляторной батареей, трансформатором, выдвижной рамой со стрелами для укладки кабелей, а также сцепным устройством для буксировки самолетов.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Модернизированная машина аэродромного запуска АПА-5 в Народной армии ГДР. 1976 год

      Машины войск химической защиты

      В 60-е началось изготовление тепловой машины ТМС-65 для специальной обработки военной автотехники, участков местности и взлетно-посадочных дорожек путем образования мощного потока горячей аэрозольной смеси от турбореактивного двигателя, смонтированного на поворотной платформе шасси 375Д.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Тепловая машина ТМС-65 с авиационным поворотным реактивным мотором. 1966 год (фото А. Мельникова)

      В 80-е на базе 375Е с удлиненной рамой выпускалась авторазливочная станция АРС-15 с увеличенной до 3200 литров вместимостью и насосом с титановыми деталями. Она служила для проведения полного комплекса дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и военной техники, а подогрев воздуха и воды в цистерне позволял использовать станцию для санитарной обработки личного состава.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Многоцелевая авторазливочная станция АРС-15 на шасси «Урал-375Е». 1983 год

      Эвакуационная и инженерная автотехника

      В 60-е силами 38-го опытного завода был создан комплекс эвакуационных тягачей на «Урале-375Д» с механическими лебёдками и погрузочными кранами для подтягивания или буксировки поврежденной техники. По заказу Министерства обороны построили партию недорогих войсковых автокранов серии 9Т31 с двухсекционной стрелой и механическим приводом рабочих органов от коробки отбора мощности «Урала-375Б», входившие в состав ракетно-артиллерийских комплексов и систем ПВО.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Механический армейский автокран 9Т31 на шасси 375Б первого образца с открытой кабиной. 1963 год

      Одновременно выпускался компактный автокран 8Т210 на базе 375Д с двойной телескопической стрелой, состоявшей из основной Г-образной секции и выдвижной прямой решётчатой, выносными опорами и электроприводом основных рабочих органов.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Стреловой 6,3-тонный автокран 8Т210 с электроприводом базовых узлов (фото К. Дунаева)

      Боевая и транспортно-заряжающая техника

      23 марта 1963 года на вооружение была принята одна из крупнейших советских систем залпового огня — 40-ствольная реактивная пусковая установка БМ-21 «Град» калибра 122,4 мм на доработанном шасси «Урал-375Д». Впервые она была представлена на юбилейном параде в Москве в честь 50-летия Октябрьской революции.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Система залпового огня БМ-21 «Град» в экспозиции Музея артиллерии в Санкт-Петербурге (фото автора)

      Её артиллерийская часть была смонтирована на поворотном круге с направляющими из нержавеющей стали, подъёмными и поворотными механизмами. Наведение производилось вручную или при помощи электроприводов, запуск осуществлялся из кабины автомобиля или дистанционно из укрытия. Дальность поражения достигала 20 км, поражаемая площадь превышала тысячу квадратных метров.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Подготовка к пуску ракетной установки 9К51 комплекса «Град» на шасси «Урал-375Д». 1969 год

      Применение седельных тягачей «Урал-375С» для буксировки системы ПР-41А зенитно-ракетного комплекса «Даль» являлось крайне редким. Более широко использовалась транспортно-заряжающая машина 2Т6 на базе 375Д с боковыми опорами для перевозки и установки одной ракеты гусеничного зенитно-ракетного комплекса «Круг» средней дальности.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Транспортно-заряжающая установка 2Т6 для доставки ракеты зенитного комплекса «Круг». 1964 год

      Наконец, для подвоза боеприпасов к зенитно-ракетной установке «Оса» служил транспортный автопоезд 9Т33, состоявший из грузовика «Урал-375ДП» и специального двухосного прицепа, оборудованных трёхъярусными металлическими стеллажами.

      Уральский творческий прорыв: история, техника и модификации Урал-375

      Транспортная система 9Т33 со стеллажами для укладки 18 зенитных ракет системы «Оса»

      До 1991 года грузовиков семейства «Урал-375» было выпущено 110 тысяч экземпляров.

      На заглавной фотографии – известный полноприводный пятитонный военный грузовик «Урал-375Д» для перевозки грузов и личного состава.

      Источник

      Leave comments

      Back to top